Восстановленные панно XIX века прибыли в Бетховенский зал Большого театра!

 

«Перед коронацией императора Николая II в 1985 году во Франции были заказаны уникальные шелковые ткани для того, чтобы украсить к торжествам залы Императорского фойе. Французские мастера соткали атласную ткань цвета «раскаленного чугуна» для обивки зала и 12 шелковых панно с вышивкой многоцветной шерстью. Узор на стенах представляет собой композицию растительного орнамента в сочетании с архитектурными деталями и элементами, в которые мастера также включили гербы Российской империи и монограмму последнего императора России, уничтоженные позднее в советское время», - пояснил представитель генерального подрядчика.  

Реставраторам, восстановившими панно, нужно было выполнить очень сложную задачу -  за прошедшие сто лет художественные полотна, украшавшие большой зал Императорского фойе, переименованного в двадцатые года ХХ века в Бетховенский зал,  значительно пострадали. К повреждениям привела неосторожная  эксплуатация, а также многочисленные ремонты и ошибки в реставрации.

«Исторические ткани, являющимися настоящими музейными экспонатами, не пощадили люди и время. В советское время  вместо  вырезанных ножницами медальонов с двуглавыми орлами и монограммами были пришиты заплаты с цветочными рисунками, качество исполнения которых не соответствовали уровню оригинала. А в 70-х годах было принято неудачное решение очистить художественные полотна в химчистке, - рассказал Мизаил Сидоров, - Органические растворители нарушили естественную защиту волокон шелка и шерсти. В результате чего они стали хрупкими, что привело к их ослаблению и выпадению нитей по всей поверхности панно. К началу реставрации в 2006 году утрата первоначального облика этих художественных полотен составляла более 40 процентов».

Многочисленные механические повреждения были на всей поверхности панно: деформация и обрыв нитей, разрывы тканей, повреждения краев несколькими рядами гвоздевых прорывов. Деформировались также нити шелка и шерстки, они утратили первоначальный цвет в результате перепадов температуры и влажности в помещении. Кроме того, на ткани были видны многочисленные затеки, пятна различного происхождения и брызги краски, попавшей на ткань в результате текущих ремонтов.

Реставраторы восстановили каждую поврежденную нить исторической ткани. Работали мастера инструментами и кистями, специально для этого созданными, а затем они вручную очищали от загрязнений каждый миллиметр ткани. В результате каждая нить художественного полотна была обновлена, а утраченные нити специалисты воссоздали из материалов, идентичным тем, которые использовались в 1895 году. Работы по восстановлению заняли три года.

«После реставрации художественные панно обрели свой первоначальный вид. Мастера  устранили многолетние загрязнения и другие дефекты ткани, восстановили по архивным фотографиям историческую символику, уничтоженную в советский период. Результаты работы реставраторов были одобрены специалистами авторского надзора. После прошедшей примерки уникальные полотна были вновь демонтированы и будут храниться в специальных условиях. Перед открытием театра панно займут свое постоянное место на стенах Бетховенского зала. И мы сможем увидеть бывшее Императорское фойе таким, как оно было подготовлено к коронации 26 мая 1896 года»,  - добавил Михаил Сидоров.

Страница от 18.04.2024 16:36